Технология укладки клинкерной брусчатки на бетонное основание

В этой статье:

Укладка дорожных плит

Технология укладки клинкерной брусчатки на бетонное основание

Устройство временных дорог проводится с целью обеспечения подъезда на строительные площадки, либо в случаях, когда основная дорога закрыта для движения гражданского автотранспорта на ремонтно-строительные работы. Эти дороги могут быть как грунтовые, так и состоять из облегченной дорожной конструкции с применением таких материалов как песок, щебень, асфальтобетон, цементобетон, сборный железобетон.

   Одним из обязательных условий строительства нового объекта в Москве и московской области, если на строительной площадке еще не создана собственная дорожная инфраструктура, необходимая для доставки строительной техники и материалов, являются временные дороги.

Этот этап еще не подразумевает устройство полноценного дорожного полотна, поэтому выход из ситуации – временный подъездной путь. Такая дорога имеет короткий эксплуатационный срок в сравнении с капитальной дорогой, т.к. при ее строительстве, применяется низкокачественный материал и строительные отходы.

К примеру асфальтовая крошка, бетонный или кирпичный бой. Однако, этого срока службы вполне хватает для завершения строительства и прокладки капитальной дороги.

   Временная дорога также нужна для подъезда к строительным объектам в заболоченных или труднодоступных местах, к местам добычи или разведки полезных ископаемых, к лесозаготовкам. В этом случае могут применяться ленточные покрытия или разборно-сборные конструкции из дорожных плит.

    Временные дороги строят на время строительства, но очень часто временная дорога используется продолжительное время после окончания работ, поэтому к строительству временной дороги нужно отнестись более серьезно. Также нужно рассматривать возможность устройства постоянной дороги на основании временной .

   При строительстве временных дорог в городской черте или не сложных условиях подъезда к стройплощадке, с целью уменьшения цены на строительство временной подъездной дороги, без ущерба для качества могут применяться строительные отходы: кирпичный бой или асфальтная крошка. Крошку используют как материал для отсыпки и укрепления дороги, а кирпичный бой удобен для укрепления грунта заболоченных участков и имеет невысокую стоимость, зачастую можно найти даром.

  Как правило, временную дорогу строят однополосной, с разъездами, а конструкция определяется в зависимости от условий местности и нагрузки на дорожное полотно. Место временного подъезда выбирается с расчетом того, чтобы к любой точке строительства в любые погодные условия и любое года по дороге могли проехать большегрузные транспортные средства.

Цены на строительство временных дорог

1. Строительство временных дорог из плит цена

1.1 Снятие верхнего слоя, устройство дорожного корыта

1.2. Устройство песчаного основания

1.3. Трамбовка виброкатком

1.4. Укладка дорожных плит ПДП 3х1,75

Примерная смета на устройство дороги из плит ПАГ:

Наименование работ Ед. изм Цена за единицу Количество Цена за кв.м
1. Разработка дорожного корыта куб.м 400 0,2 80
2. Устройство основания из песка куб.м 1200 0,2 220
4. Устройство покрытия из новых дорожных плит ПДП 3х1,75 ( с доставкой ) кв.м 1550 1 1550
Итого:

2.

Строительство временных дорог на стройплощадке

3. Строительство дорог из кирпичного боя фр. 40-100

Пример устройства временной дороги из кирпичного боя:

3.1. Снятие плодородного слоя, устройство корыта

3.2. Отсыпка крупным щебнем ( можно заменить вторичным щебнем, боем кирпича)

3.3. Вибротрамбовка катком

Примерная смета:

Наименование работ Ед. изм Цена за единицу Количество Цена за кв.м
1. Разработка дорожного корыта куб.м 400 0,2 80
2. Устройство покрытия из кирпичного боя фр. 40-100 с клинцеванием куб.м 1500 20 300
Итого:

4.

Строительство временной дороги с покрытием из щебня и основанием из песка

4.1. Снятие плодородного слоя, устройство корыта

4.2. Устройство песчаного основания

4.3. Вибротрамбовка песка

4.4. Отсыпка нижнего слоя дороги из крупного щебня

4.5. Утрамбовка для прочности основания

4.6. Устройство верхнего слоя из мелкого щебня

4.7. Вибротрамбовка катком щебня

Примерная смета на устройство временной дороги из щебня:

Наименование работ Ед. изм Цена за единицу Количество Цена за кв.м
1. Разработка дорожного корыта куб.м 400 0,2 80
2. Устройство песчаного основания куб.м 1200 0,1 120
3. Устройство основания из щебня известнякового фр. 40-70 с клинцеванием куб.м 2200 0,12 264
4. Устройство покрытия из щебня известнякового фр. 20-40 с клинцеванием куб.м 2200 0,08 176
Итого:

5.

Строительство дороги из асфальтовой крошки от 200 рублей за кв.м

Также при строительстве временных дорог широко используются дорожные железобетонные плиты, позволяющие почти в два раза сократить сроки на строительство подъездов и обеспечить их долговечность и надежность. Эти дороги выдерживают тяжолые нагрузки даже при нарушении условий эксплуатации.

Кроме того дорожные плиты из железобетонаможно использовать повторно без ухудшения эксплуатационных качеств дорожного полотна. Применение дорожных плит из бетона можно неоднократно демонтировать и устанавливать на новом месте, делает их использование очень выгодным с экономической точки зрения.

Для их монтажа и последующего демонтажа не требуются большие ресурсы и временные затраты: бригада в составе 4 человек, бульдозер и подъемный кран за короткий промежуток времени выполнят эти дорожные работы. После укладки, эксплуатационные свойства плиты сохраняются и строительство временных дорог можно начинать на новом месте сразу же после их демонтажа.

Дорожные плиты армированы стальной арматурой и изготовлены из марок тяжелых бетонов. И поэтому после нескольких лет эксплуатации сохраняется сопротивляемость изгибу, твердость и прочность дорожной плиты. Устройство временных дорог решает множество строительных проблем.

Виды дорожных работ оказываемых нашей дорожно — строительной организацией :

— Устройство временных дорог из всех возможных материалов— Асфальтирование дорог, площадок, складов, тротуаров и др.— Строительство дорог в садовых и гаражных кооперативах, на территориях предприятий.— Устройство дорог, площадок из щебня, отсева, асфальтной крошки.— Установка дорожных бортов и поребриков.— Ямочный ремонт дорог.

— Укладка тротуарной плитки (ФЕМ). Гибкая система скидок!

Утверждения, что можно сократить сроки и уменьшить стоимость строительства дороги в несколько раз за счет использования дорожных плит, это не более, чем очередной миф. И первая причина в том, что технология укладки дорожных плит предусматривает монтажные работы с плитами по уже готовому основанию дорожного полотна.

Так же, как и при заливке дорожного покрытия из асфальтовой или цементной смеси.

Что входит в подготовку основания. Первый этап это снятие растительного слоя грунта. Использование здесь такой тяжелой техники, как бульдозеры обязательно, возможно и автосамосвалы для вывозки грунта, который не может быть использован. Далее планировка: выемка грунта при его избытке или досыпка при недостатке.

За этим этапом следует устройство подстилающего слоя, преимущественного песчаного или песчано-гравийного с обязательным уплотнением катками.

И только затем начинается укладка дорожных плит на завершающем, верхнем слое дорожного полотна. При устройстве временных путей этап подготовки основания (подсыпка грунта) обычно сводится к минимальным объемам.

Перед тем, как давать рекомендации как укладывать дорожные плиты, стоит упомянуть о финансовых затратах. Сэкономить на стоимости покрытия не получится, особенно если вам требуется купить дорожные плиты для укладки на сложных грунтах, например ПДН 6*2.

При пересчете по толщине покрытия на 1 погонный метр стоимости плит и асфальтового покрытия, экономии не наблюдается. Экономический эффект будет только при покупке плит для временных путей или б/у для строительства внутрипоселковых проездов.

Укладка бетонных дорожных плит: завершающий этап дорожного строительства

Только современная, уже отработанная технология укладки дорожных плит помогает действительно сэкономить на сроках возведения дорожного полотна и использовании минимума техники.

Монтажные работы выполняются достаточно быстро, силами одной или двух бригад, только с использованием подъемного крана. До начала работ все плиты равномерно распределяются по двум сторонам будущего дорожного полотна, с учетом правил складирования жби. Монтаж может выполняться и «с колес», то если без разгрузки плит, с подъемом их краном прямо из кузова машины.

Дорожное полотно бывает односкатного и двускатного профиля.

Поэтому укладка дорожных плит может выполняться двумя способами: начиная с маячного ряда по осевой линии дороги или для односкатного полотна начиная с краевой линии.

Монтаж полотна начинается с подвода плиты краном е месту укладки так, чтобы подошва ее находилась ниже верха уложенных плит на 3-5см.

Доводится до минимума зазор на швах между плитами и затем плита опускается сразу всей поверхностью на основание. Прикатывание груженым транспортом или катком, заключительная часть монтажных работ.

Равномерность соприкосновения плиты и основания проверяют ее поднятием и осмотром отпечатка на песчаной поверхности уже после прикатывания.

Критерии проверки качества дорожного полотна строгие: швы между двумя плитами не должны превышать 20 мм, а уступы между двумя элементами 5 мм.

Проверка выполняется только после окончательной многоразовой прикатки полотна до стадии исчезновения видимых осадок плит. Заключающим этапом будет сварка элементов сборного покрытия.

Для этого на каждом изделии есть выступающие скобы.

Технология укладки дорожных плит: дорога на скорую руку

Технология укладки монтажных плит включает и герметизацию стыковых швов. Для этого все продольные швы заливаются цементно-песчаным раствором и заливаются мастикой.

Это информация о том, как укладывать дорожные плиты, только в общих чертах. Для реализации каждого из проектов дорожных покрытий разрабатываются отдельные и очень подробные технологические карты.

Что такое дорожные и аэродромные плиты?

При строительстве нового поселка или даже одиночного коттеджа принято начинать с подъездных дорог.

Обычно для таких сооружений требуется хорошее, т. е. твердое и прочное основание. Проще всего и быстрее проложить автомобильную дорогу из готовых сборных элементов.

Такими элементами являются дорожные железобетонные плиты. Автомобильная дорога, построенная из таких высокопрочных изделий с соблюдением несложных правил, послужит не только во время строительства, но и еще много десятилетий после него.

Если же вы, по каким-то причинам, продав свой загородный дом, захотите переехать в другой район, вы можете забрать временную дорогу с собой и проложить ее в районе нового строительства. Для этого нужен подъемный кран. Самая широкая плита типа 1П 60.38, имеющая габаритные размеры 6 х 3,75 м имеет вес 7,85 тонны. Три плиты на КАМАЗ и две на прицеп – и 30 м дороги можно увезти на новое место.

Если были использованы плиты типа 1П 60.18, то ширина одной плиты уменьшится до 1750 мм, т. е. более чем в 2 раза, а вес – будет всего 3 650 кг.

Что нужно проделать для прокладки новой дороги? Технология укладки плит.

Перед строительством дороги необходимо определить выделяемый бюджет и только тогда составлять смету.

Вот, к слову, ознакомьтесь- дорожные плиты размеры ГОСТ.

Чтобы на новом месте проложить новую дорогу нужно проделать следующие действия:

1. Решите, какой ширины будет дорога:

— для подъезда/отъезда к дому легкового автомобиля достаточно 1 800 – 2 000 мм, т. е. одна плита типа 1ПББ – дорожная плита с двумя бортами или дорожная плита 1П 60.19, имеющая ширину 1 870 мм;

— для проезда двух машин, чтобы была возможность им разминуться на малой скорости движения достаточно 2, 0 – 2,2 м ширины легкового автомобиля и 2,5 – 2,7 м для грузового автомобиля.

Поэтому минимальной шириной самой простой дороги должна быть ширина 4,5 м и по 30 – 50 см ширина обочины из щебня с каждой стороны твердого полотна.

2. Проложить на местности главную ось дороги.

3. Отмерить от оси по обе стороны по 2,75 м и поставить метки – деревянные колышки.

4. Удалить из размеченной зоны плодородный грунт на глубину не менее 40 – 55 см. Делают это бульдозером или скрепером (на большом строительстве).

Удаленный грунт складируют в стороне для дальнейшего использования. Если грунт на территории будущей дороги не плодородный, то его можно (или нужно) вывезти для засыпки, например, начала оврага или в другое место.

Получившуюся широкую и мелкую траншею засыпать слоем щебня или гравия, толщиной не менее 150 – 200 мм и разровнять. Сверху засыпать слой песка такой же толщины. После разравнивания песок полить водой и утрамбовать вибродоской или трамбовкой.

6. Восстановить разметку главной оси дороги.

Для этого лучше использовать отрезки арматуры.

7. Уложить плиты выбранного размера с помощью подъемного крана, максимально плотно. При этом грузоподъемный механизм может заезжать на уже уложенные плиты и тем самым уплотнять их посадку.

8. Чтобы плиты при эксплуатации не разошлись вправо-влево, используйте отрезки арматуры с главной оси дороги.

С их помощью сварите петли соседних плит.

9. Приготовить цементно-песчаный раствор (в соотношении 1 : 3) и заполняя пустоты плит в зоне петель мелким гравием, забетонировать их вровень с поверхностью плиты.

Заполнять только продольные швы. Поперечные швы предназначены выполнять роль термокомпенсаторов и должны заполняться битумной мастикой или другим эластичным материалом.

10. Обочины дороги – зону между плитой и краем «котлована» дороги следует заполнить щебнем или гравием. Если поблизости есть песчано-каменистый грунт или карьер, то заполнитель можно привезти оттуда.

Заполнение должно быть с небольшим запасом на усадку.

Дорога построена, пользуйтесь до следующего переезда.

Источник: https://stroitel12.ru/ukladka-dorozhnyh-plit/

Как осуществляется укладка клинкерной брусчатки самостоятельно?

Тщательное проведение подготовительных работ — главное условие правильной укладки клинкерной брусчатки. Стандартные правила подготовки не слишком отличаются в любых видах мощений. Работы всегда начинаются с разметки участка.

Делается это обычно с помощью деревянных колышек или арматуры и обычного шнура. Таким способом можно не только обозначить площадь, предназначенную для укладки клинкерного кирпича, но и сделать необходимую корректировку границ.

Клинкерная брусчатка устойчива к механическим повреждениям и воздействию агрессивных и химических веществ.

Как выбрать материал?

При расчете закупки материала нужно учитывать то, что ширину дорожек желательно делать кратную длине или ширине клинкерного кирпича. Поэтому при замерах нужно иметь образец в несколько кирпичей именно того производителя и той партии, из которой будет замощена вся площадь. При покупке брусчатки нужно учесть запас в 5-10% на всевозможные подрезки.

После того как ограждены и выделены границы будущего мощения, можно приступать к земляным работам. На этом этапе появляются отличия в проведении подготовки для укладки клинкерной брусчатки.

После тщательного изучения характеристик местного грунта с учетом нагрузки, которую будут испытывать участки под мощением, нужно верно подобрать метод подготовки основания.

По техническим параметрам и исполнению работ различают три основных вида подготовки качественной укладки. Подробно рассмотрим каждый.

Укладка брусчатки на песчаное основание.

Такая подготовка применяется в основном для пешеходных дорожек и площадок, которые не будут подвергаться нагрузкам .

После того как сделали разметку, снимаем растительный слой и делаем небольшое углубление из расчета, что весь слой составит примерно 7-10 см плюс толщина брусчатки. На дно получившейся ванны равномерно засыпаем песок слоем около 5-10 см.

Разравниваем и поливаем водой. На один квадратный метр площади уходит 10 литров воды. На поверхности должны появиться небольшие лужи. После этого песок нужно утрамбовать.

Затем насыпаем и формируем несущий слой. Для этого берем цементно-пещаную смесь в пропорции 1:5 и равномерно с помощью правила распределяем по всей площади с учетом водоотвода.

При монтаже отмостки вокруг здания необходимо сделать уклон от стены не менее 5 мм на 1 метр. На дорожках уклоны планируются или в одну сторону в водоотводящую систему, или в две стороны с дугообразной поверхностью клинкерной брусчатки.

Чтобы не сбиться при укладке, уклоны отмечают колышками и шнуром.

Далее нужно установить ограничители бокового сползания в виде бордюра. Делается это так: вдоль одной стороны разметки прокапывается траншея определенной глубины.

При этом учитывается, что верхний край бордюра должен быть ниже площади укладки на 5 мм, а снизу стоять на цементно-песчаной подушке в 4-8 см. Снаружи бордюр также уплотняется раствором.

После монтажа одной стороны, укладываем пару рядов брусчатки для замера расстояния между бордюрами. После чего роем траншею и устанавливаем второй ряд.

После утрамбовки подсыпки проверяем глубину и уклоны получившегося слоя. Если технология соблюдена, приступаем к укладке. Выложенный кирпич пристукиваем резиновой киянкой и постоянно проверяем плоскость.

Для пешеходных зон клинкерную брусчатку монтируют без зазоров. По окончании укладки всю плоскость мощения посыпают чистым просеянным песком и распределяют его по швам с помощью щетки или веника.

Остатки песка аккуратно смывают слабым напором воды.

Укладка брусчатки на щебеночное основание.

Такой метод используется для участков стоянки и умеренного движения легкового транспорта. Эта технология приобрела широкую популярность и используется даже для садовых дорожек и отмосток зданий. После окончания разметки роется траншея на всю ширину площади мощения.

Для песчаных грунтов хватит 25 см, а для глинистых — до 40 см глубины. Основание получившегося котлована тщательно уплотняют с учетом наклона для отвода сточных вод. На дно высыпают дренажный песок, разравнивают и утрамбовывают с проливом водой.

В итоге должен получиться слой в 15-20 см.

Сверху желательно уложить полотно геотекстиля и можно приступать к засыпке несущего слоя дорожки. Для этого используют щебень с фракцией от 5 до 20 мм. Каждые 5 см щебня утрамбовывают по всей плоскости, прежде чем засыпать следующий слой.

Таким образом доходят до проектной толщины, которая колеблется от 10-15 см для пешеходных дорожек до 15-30 см для стоянок и проезжей части улиц с не плотным движением.

От тщательности трамбовки зависит качество плоскости клинкерной брусчатки без проседаний и сползаний.

Перед следующим слоем укладывают еще один слой геотекстиля, чтобы компоненты не смешивались. На него высыпается песок и выравнивается с учетом уклонов для отвода воды. Песок желательно подбирать чистый речной или карьерный промытый без посторонних включений грязи и глины. Это позволит быстро и без задержек отводить воду с поверхности площадок. Толщина песка не должна превышать 3-5 см.

Там, где площадка не упирается в фундаменты дома или забора, следует оградить мощение бордюрами. Монтаж бордюра производится так же как и при песчаном основании, только в связи с большей площадью и нагрузкой в основание нужно уложить пару стальных прутьев.

Если конструкция подразумевает установку дождевых лотков, их нужно смонтировать на 2-5 мм ниже основной площади кладки. Уклон к дождеприемникам делают в 1-2%, чтобы обеспечить быстрый сход талых и ливневых вод. Монтаж таких лотков обязательно производят с использованием цементосодержащих растворов или бетона.

Бетонное основание

Укладка брусчатки на бетонное основание.

Этот способ подготовки укладки клинкерной брусчатки применяют при благоустройстве площадок с большой нагрузкой и в случаях, если грунт не очень надежен.

При отсутствии бетонной площадки основание готовится следующим образом. В соответствии с разметкой вынимают грунт на глубину 25см. Очищают дно и трамбуют, соблюдая уклоны. Засыпают щебень фракцией 5-20 мм, выравнивают и утрамбовывают.

Вдоль разметки устанавливают опалубку из досок толщиной не менее 40 мм. Если площадь заливки бетона больше 15 м2, рекомендуется сделать термические швы, иначе основание может потрескаться.

Заранее нужно приготовить арматурную сетку или отдельные прутья для армирования бетона диаметром 10-15 мм.

Смесь для заливки готовят из цемента, песка и щебня в пропорции 1:3:2. Засыпают слой в 5 см, разравнивают и укладывают армирующую сетку. Сверху заливается слой бетона толщиной 5-12 см до проектного уровня. По окончании заливки нужно сформировать уровни и уклоны.

После застывания основания устанавливают бордюры по заранее отмеченному уровню. Помним, что клинкерная брусчатка должна быть выше бордюра на 5 мм. Исходя из этого после снятия опалубки прочищаем траншеи вдоль бетонной площадки. На дно засыпаем слой щебня 5 см. цементно-песчаный раствор и сверху, постукивая киянкой вдавливаем бордюр. С наружной стороны так же укрепляем раствором.

На стяжку высыпаем и выравниваем слой песка или отсева.

Слегка утрамбовываем до состояния, когда рабочий может пройти не проваливаясь.

Толщина песка примерно 3 см. Поверх него и производится укладка брусчатки. По окончании швы засыпаются песком и поливаются водой несколько раз. Вся площадь уплотняется виброплитой.

Несколько слов о самом мощении клинкерной брусчатки. Технология одинакова для любого основания, если вы укладываете тротуарную дорожку или проезжую часть дорожного покрытия. Начинают с крепления ориентировочных шнурков. Один из них натягивают параллельно стене и строго перпендикулярно линии укладки.

Выкладывают первый отрезок рисунка и переносят его на всю поверхность укладки. Уплотняют каждую брусчатку в единую площадь при помощи резиновой киянки. Если брусчатка заглубилась ниже уровня, ее вынимают, подсыпают песок в лунку и снова пристукивают на место.

В случае необходимости клинкерный кирпич подрезают с помощью болгарки с алмазным кругом.

По окончании укладки швы между брусчаткой необходимо засыпать песком, распределить по площадке при помощи щетки и пролить малым напором воды. Когда песок высохнет, процедуру нужно повторить.

Третий раз песком просыпается через три недели, когда свежая засыпка просядет. Через месяц желательно процедуру повторить. В последствии песок цементируется естественным образом, смешиваясь с грязью и пылью.

Со временем брусчатка принимает окончательный вид и служит долгие годы.

Источник: https://1pokirpichy.ru/plitka/ukladka-klinkernoj-bruschatki.html

Укладка тротуарной плитки своими руками – пошаговая инструкция

Обустройство участка возле дома – это не только нарядные клумбы и яркий газон. Это еще и удобные дорожки, качественная отмостка, практичная и долговечная стоянка, «неубиваемая» детская площадка. Для них потребуется специальное покрытие – тротуарная плитка – которая выполняет одновременно эстетическую и функциональную роль.

Преимущества плитки в сравнении с другими материалами

Предотвратить размытие грунта во время дождей, избежать подтопления фундамента и создать в меру прочное покрытие позволяют различные технологии. Проведем небольшое сравнительное исследование.

Способ обустройства участкаЗатраты на материалыУровень профессионализма для выполнения работДлительность сохранения начальных свойствСопротивляемость атмосферным осадкам, бытовому воздействиюДругие особенности эксплуатации
Трамбовка грунта Отсутствуют Не требуется при ручной трамбовке, процесс происходит автоматически при постоянном перемещении по территории Минимальное Отсутствует Не желательна при наличии автомобиля или других транспортных средств
Отсыпка песком или гравием Минимальные Не требуется, возможно выполнение без техники, с минимальными подсобными устройствами В зависимости от климата и активности эксплуатации Средняя/низкая Ограничено использование транспорта
Монтаж плит/плиток из натурального камня Достаточно высокие, в зависимости от сорта и качества камня, размеров плит Средний/низкий, в зависимости от технологии укладки Длительное при правильной укладке и средней интенсивности эксплуатации Зависит от размеров и формы плит, технологии и качества укладки Ограничено использование транспорта (кроме профессионально уложенной брусчатки)
Укладка тротуарной плитки Средние, при выборе бюджетных марок 10…15 лет Высокая Ограничено нахождение на участке тяжелой техники
Бетонирование Средние Средний, требуется наличие бетономешалки и форм/опалубки для заливки смеси 5…50 лет в зависимости от качества выполнения покрытия и материалов
Асфальтирование Средние Среднее, требуется самодельные или профессиональные каток и устройство для трамбовки

Как видно из сравнительной таблицы, при сравнительно невысоких затратах и возможности самостоятельного монтажа тротуарная плитка – наиболее подходящий вариант для обустройства участка.

При этом разнообразие форм, цветов и эксплуатационных характеристик позволяет создать сочетающиеся по стилю отдельные покрытия для автостоянки, пешеходных дорожек, площадки для барбекю и других активно, но в разном режиме, эксплуатируемых зон.

Важно: тротуарная плитка не обязательно должна быть единственным материалом, используемым для оформления усадьбы. С ней отлично сочетаются песок и щебень, бетон, клинкерный кирпич, натуральный камень разной формы.

Основные этапы процесса укладки

В зависимости от того, что планируется использовать в качестве базы для монтажа, используются отличающиеся способы укладки тротуарной плитки на разные основания. Наиболее популярны в качестве подстилающего слоя песок, гранитный отсев (гранотсев), цемент и геотекстиль. Однако базовые этапы сохраняются, вне зависимости от того, какая «подушка» применяется.

Работы начинаются с разметки и подготовки участка:

  • выбор направления, размера и высоты дорожки (над общим уровнем почвы – вровень, с подъемом). На этом же этапе определяется рисунок укладки и рассчитывается необходимое количество материалов;
  • определение типа грунта для рационального подбора подстилающих материалов;
  • уточнение состава и толщины «подушки»;
  • разметка будущего «корыта» (выемки в грунте под размер будущей дорожки) под укладку плитки;
  • выемка грунта ручным или механизированным способом. Обязательно удаление корней растений, обработка почвы гербицидами, проверить наличие нор животных и возможных пустот под верхним слоем почвы;
  • выравнивание дна и бортов «корыта»;
  • прокатка и трамбовка «корыта».

После этого, в зависимости от выбранного состава, устраивается подушка с обязательной послойной трамбовкой. Далее на подготовленное основание монтируется плитка. Для нее заранее планируется отвод воды (дождевой, снеговой) и приемлемый уклон покрытия в целом, с учетом назначения и геометрии площадки (дорожки).

Щебень (гравий) выполняет роль дренажного и упрочняющего слоя, причем как для монтажа на песчаное основание, так и для бетонной базы.

Согласно нормативным требованиям (ГОСТ 17608-91, СНиПы Ш-8-76 и Ш-10-75), в зависимости от предполагаемой нагрузки на площадку или проезжую часть (стоянку для транспорта) толщины слоев и фракции песка и каменной крошки различается.

Вопрос о том, какой песок нужен для укладки тротуарной плитки, решается в зависимости от размеров монтируемого покрытия (габариты плиток) и нагрузки на площадку.

Наличие в основании геотекстиля между слоями снижает вероятность размытия прослоек, увеличивает их взаимную поддержку.

Важно: помимо прочего, геотекстиль уменьшает вероятность вспучивания уложенной плитки, мешает прорастанию корней.

Вопрос о том, какой геотекстиль нужен для укладки тротуарной плитки, решается в зависимости от типа грунтов и планируемой нагрузки.

Монтаж плитки на разные основания

При общем единстве базового процесса использование различных оснований – деформируемых и не деформируемых – вносит свои поправки в ход монтажных работ.

Технология укладки тротуарной плитки на песок

При подготовленном «корыте» технологический процесс достаточно простой и быстрый. На утрамбованный грунт укладывается несущий слой (щебень, гравий), сверху – слой песка. Оптимально чередование крупно- и мелкозернистого песка, причем более крупная фракция укладывается вниз, более мелкая служит непосредственной опорой для плитки.

Этапы работ:

  • монтируются бордюрные камни или поребрики. Если их использование не планируется, четко определяются края площадки с обязательным выравниванием контура по шнуру и уровню;
  • засыпка ложа («корыта») гравием или щебнем, после песком с обязательной трамбовкой. Ее можно выполнить вручную, механизировано или с помощью воды. Для последнего варианта песок обильно увлажняется (распылителем) и оставляется на 2…12 часов (в зависимости от погоды) для частичного высыхания;
  • плитки укладываются и трамбуются по одной, уплотнение производится резиновым молотком по всей поверхности с применением уровня для сохранения единой высоты покрытия и предотвращения перекосов, нарушения рисунка;
  • выполняется «затирка» швов тротуарной плитки мелким кварцевым песком (не обязательно).

В качестве верхнего слоя основания под плитку можно использовать пескоцемент – механическую смесь, соотношение песок-цемент для укладки тротуарной плитки 1:5.

Укладка тротуарной плитки на бетонное основание

Монтаж на бетон выполняется в том случае, когда требуется повышенная прочность и износостойкость тротуарного покрытия. Такой вариант укладки применим для стоянки автомобилей, спортивных и детских площадок, мест парковки техники весом до 3 т.

Важно: в отличие от укладки на песок, монтаж на бетон требует обязательного обеспечения стока воды с плиточного покрытия. Это связано с тем, что при скоплении влаги под плиткой покрытие может постепенно разрушиться под действием температурных перепадов.

Начальный этап монтажа – подготовка ложа для дорожки или площадки – выполняется так же, как и для варианта укладки на песок. Общая толщина подушки составляет 25…35 см. Первым укладывается слой гравия (10…15 см), далее – цементно-песчано-гравийная смесь, пропорции 1:3:2 на высоту 3…5 см.

После ее первичного застывания монтируется армирующая сетка и поверх нее заливается второй слой смеси с таким же отношением компонентов на толщину 10…15 см.

Для сохранения правильной геометрии и удержания смеси в нужных границах перед засыпкой гравия и бетонированием монтируется опалубка – доски или ламинированная фанера – на высоту не менее 40 см от дна ложа.

После застывания бетонного основания устраивают бордюры и, желательно, водостоки. Для них выкапывают траншею вдоль края бетонированного участка, на дне траншеи насыпают подушку из цементно-песчаной смеси в отношении 1:3. После застывания смесь образует бетонный «замок» для бордюра. Установленные на подушку бордюрные камни выравнивают с помощью резинового молотка по натянутому шнуру.

Важно: расстояние от бордюра до бетонного основания должно составлять не менее 1 см. Этот зазор выполняет роль компенсационного шва для возможного температурного расширения материала. После отверждения цементно-песчаной подушки под бордюр зазор заполняется песком и трамбуется.

Непосредственная укладка плитки осуществляется на гарцовку – слой песчано-цементной (6:1) безводной смеси. Гарцовка насыпается на подготовленное бетонное основание толщиной 5…6 см и выравнивается правилом, трамбуется. Плитка монтируется с обязательным уплотнением резиновым молотком. После укладки всей площади мощения поверхность проливается водой, что приводит к застыванию гарцовки.

Завершающим этапом считается затирка швов между плитками той же гарцовкой, с проливкой до полного застывания и усадки смеси.

В качестве альтернативы гарцовке применяется специальный клей для тротуарной плитки на бетонное основание.

Важно при укладке организовать уклон мощеной площадки к водостоку. Принятый угол наклона – на 1 м длины 1 см понижения уровня. Монтаж скрытого водостока с решеткой выполняется по тому же принципу, что и установка бордюра для тротуарной плитки. При расположении водостока не на краю, а в середине площадки уклон выполняется с обеих сторон.

Так же выполняется отмостка возле здания с отделкой тротуарной плиткой. Уклон в этом случае составляет 2…5 градусов.

Технология укладки тротуарной плитки на асфальт

Рассматривать мощение плиткой по асфальту стоит в двух случаях:

  • ремонт тротуара или площадки необходимо выполнить быстро при ограниченном бюджете;
  • необходимо поднять уровень тротуара (площадки), используя существующее асфальтовое покрытие в качестве прочной и долговечной основы под мощение.

Вне зависимости от побудительных мотивов укладка допустима только при относительно ровном и качественном асфальте. Рассыпающееся, сильно поврежденное, ухабистое асфальтовое покрытие желательно демонтировать и проводить монтаж плитки по новой бетонной стяжке.

Последовательность выполнения работ:

  • проверка состояния асфальтового покрытия;
  • удаление с него мусора и загрязнений, ремонт трещин и выбоин;
  • разметка под тротуарную плитку с учетом установки бордюрных камней и водостоков;
  • засыпка цементно-песчаной смесью (гарцовкой) или песком, устройство бетонных замков для бордюров и водостоков;
  • монтаж плитки с обязательным соблюдением уклона к водостоку.

Важно: при невозможности устройства водостойка, отсутствии ливневой канализации желательно перед монтажом сделать отверстия в асфальтовом покрытии для стока воды. Они выполняются равномерно, по всей площади мощения. Края отверстий обрабатываются варом (разогретой смолой), чтобы предотвратить разрушение покрытия.

Решая вопрос, как выбрать тротуарную плитку для монтажа на асфальт, стоит отдать предпочтение изделиям небольшого размера. Для крупных плит велика вероятность неточной установки и перекоса под действием атмосферных осадков.

Нюансы монтажа

Разбираясь, как правильно положить тротуарную плитку, многие начинающие строители задаются вопросом – как ее укладывать, от себя или к себе? Здесь необходимо помнить: нарушать равномерной песчаной или песчано-цементной подушки нельзя. Поэтому единственным удобным вариантом является монтаж «от себя» так, чтобы работник в процессе мощения опирался на уже уложенные плитки.

Монтировать плитку лучше не ровными рядами, а по диагонали – это упростит выравнивание поверхности по уровню.

Даже если планируется укладка тротуарной плитки на даче с минимальными нагрузками и требованиями к эстетике, не стоит забывать об основных принципах технологии монтажа, обязательном устройстве дренажной подушки и выполнении уклона к краям дорожки или водостоку.

Дополнительно увеличить стойкость тротуарного мощения и сделать его более привлекательным можно с помощью специальных защитно-декоративных покрытий. Среди допустимых вариантов обработки наиболее популярен эффект «мокрого камня» для тротуарной плитки. Желаемого результата добиваются, покрывая уже вымощенный участок лаком в два-три слоя.

Заключение

Несмотря на сравнительно большое число этапов подготовки и кажущуюся сложность монтажа, укладка тротуарной плитки – один из лучших вариантов оформления дорожек и площадок на участке. При правильном выполнении работ мощение не менее 10…15 лет будет радовать владельцев усадьбы удобством, красотой и практичностью.

Пожалуйста, оцените статью: (1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://stroy-okey.ru/house/landscape/ukladka-trotuarnoj-plitki-svoimi-rukami-poshagovaja-instrukcija/

Укладка тротуарной плитки своими руками: поэтапно разбираемся, как правильно положить дорожку на даче

Укладка дорожек – обязательный этап обустройства любой придомовой территории, ведь тропинки делают участок не только более комфортным, но и эстетичным. Для этих целей можно использовать самые разные материалы, но чаще всего выбор падает на тротуарную плитку.

Тут нет ничего удивительного: она обладает массой преимуществ, а технология укладки материала настолько доступна, что буквально каждый сможет выполнить ее своими руками.

Чтобы правильно положить дорожку и тем самым облагородить участок дачи, вам нужно лишь следовать пошаговой инструкции – с ней и предлагаем ознакомиться далее.

Почему стоит выбрать тротуарную плитку

Дабы у вас не осталось никаких сомнений в целесообразности применения этого материала для создания дачных дорожек, рассмотрим основные достоинства:

  • Большой выбор форм, оттенков, а также фактур фактур – плитка дает возможность воплотить на участке любую дизайнерскую идею и создать гармоничный ландшафтный ансамбль.
  • Удобство эксплуатации – на дорожках из тротуарной плитки не остаются лужи, так как вся лишняя влага уходит через межплиточные швы.

Тротуарная плитка удобна и долговечна

  • Долговечность – материал не деформируется под постоянным воздействием палящего солнца, осадков и резких перепадов температур. Помимо этого, плитка отличается прочностью и низкой истираемостью, поэтому она может выдержать длительную интенсивную эксплуатацию – свыше 15 лет. Но даже если какой-то участок покрытия повредиться, его всегда можно будет восстановить, заменив несколько плиток.
  • Простота укладки – положить дорожку не составит особого труда даже тем, кто никогда не имел дело с подобными ландшафтными работами. Чтобы вы в этом убедились, поэтапно рассмотри технологию укладки плитки.

Этап 1: Выбор схемы для укладки плитки

Прежде всего, необходимо решить, каким способом вы будете укладывать плитку – от этого зависит форма, размеры и количество материала для дорожки.

Наиболее распространенные схемы:

  • Классическая порядовка – самый простой способ укладки, предполагающий размещение тротуарных плиток одна за другой. Чаще всего используются квадратные или прямоугольные элементы – их легче состыковать между собой.

Совет. Чтобы придать такой довольно незамысловатой дорожке оригинальности, можно комбинировать разные цвета и фактуры плитки.

  • Со смещением – еще один традиционный способ укладки: плитки размещаются так, чтобы их стыки не совпадали. Тут активно приветствуется сочетание разных цветов и фактур, но форма элементов должна быть однородной.
  • Елочка – укладка под углом 45 или 90 градусов. Могут использоваться прямоугольные или фигурные элементы. Сложный вариант елочки – плетенка: тротуарные плитки также укладываются под углом, но с чередованием – вдоль и поперек. Чтобы узор был четким, рекомендуется задействовать только два цвета.

Дорожки из тротуарной плитки смотрятся очень современно и красиво

  • Шахматы – укладка квадратной двухцветной плитки в шахматном порядке. Хоть вариант и простой в исполнении, за счет игры цветов он выглядит очень эффектно.
  • Геометрия – из плиток формируются разноплановые геометрические узоры: квадраты, ромбы, зигзаги и пр. Композиция создается благодаря использованию элементов разных цветов, но одинаковой формы.

Этап 2: Подготовка материалов и инструментов

Когда вы определитесь со схемой укладки, можете отправляться за плиткой в строительный магазин. Выбирая товар, ориентируйтесь не только на его дизайн, но и на эксплуатационные показатели: уровень скольжения, максимально допустимые весовые нагрузки, возможности обработки (подрезки, покраски).

Совет. Чтобы правильно определить количество плитки, лучше заранее составить простейшую план-схему: обозначить форму и размеры задуманной дорожки. В последующем, учитывая площадь рабочей зоны и габариты конкретной плитки, вы сможете без проблем вычислить необходимый объем материала.

Кроме самой тротуарной плитки, вам понадобятся также:

  • сухой цемент;
  • песок;
  • мелкий щебень или гравий;
  • небольшие колышки – деревянные или металлические;
  • киянка – резиновая или деревянная;
  • мастерок;

Перед укладкой плитки следует выровнять поверхность

  • уровень;
  • нож для плитки;
  • трамбовка;
  • профиль;
  • геотекстиль;
  • бечевка.

Этап 3: Укладка на бетонное основание или на подушку из песка

Грамотно подготовленное основание – гарантия успешной укладки дачной дорожки, поэтому данный этап нужно продумать до деталей. Первым делом необходимо выполнить разметку будущей тропинки: обозначьте ее границы, вбейте по периметру колышки и соедините их бечевкой.

Далее необходимо снять с рабочей поверхности 15-20 см грунта. Устраните все растения, корешки, камешки – почва должна быть абсолютно чистой.

Совет. Если на участке глинистый грунт, позаботьтесь о дренаже: сделайте в полученной траншее продольные и поперечные уклоны, чтобы влага стекала на края.

А теперь нужно решить важнейший вопрос: на какое именно основание вы будет укладывать плитку? Вариантов два:

  1. Песчаная подушка. Сначала на грунт нужно уложить слой песка – 5-10 см в высоту. Утрамбуйте его и увлажните. Сверху застелите геотекстиль. Затем уложите слой щебня или гравия – тоже 5-10 см в высоту. Пройдитесь по основанию трамбовкой и насыпьте еще до 5 см песка. После этого выполните финальное увлажнение и уплотнение подушки. Такой вариант основания подходит только для узких и недлинных дорожек.
  2. Бетонное основание. Для начала засыпьте траншеи слоем песка – около 5 см. Увлажните и утрамбуйте основание. Затем приготовьте цементную смесь: 1 часть цемента и 3 части песка. Залейте траншею полученным составом – слой должен быть 4-5 см. Обязательно разровняйте бетон мастерком. Такой вариант основания более прочный, нежели первый, поэтому подходит для дорожек любых габаритов.

Укладка плитки на песчаную подушку

Этап 4: Технология укладки плитки

Последний этап – непосредственное сооружение дорожки из тротуарной плитки. Начинать укладку нужно только от себя – так вы не деформируете подготовленное основание. Согласно выбранной схеме установите первую плитку, отрегулируйте ее положение и зафиксируйте на основании, аккуратно подбивая киянкой.

Ориентируясь на первый элемент, уложите всю дорожку, сохраняя зазоры в 2 мм. Каждую плитку утрамбовывайте киянкой, чтобы она крепко «садилась» в основание. Периодически проверяйте высоту покрытия – если заметите, что какой-то элемент уложен неровно, с помощью мастерка аккуратно приподнимите его, отрегулируйте положение и заново зафиксируйте на дорожке.

После того как тротуарная плитка будет уложена, заполните швы или песком, или сухим цементно-песчаным составом. Затем устраните излишки наполнителя и тщательно увлажните зазоры. Швы должны быть плотными, так как на них будет приходиться часть нагрузки, которую будет брать на себя дорожка.

Совет. Для заполнения швов используйте только чистый песок, который не содержит никаких органических примесей, чтобы вскоре между плитками не появилась растительность.

Ходить по уложенной дорожке можно только спустя 2-3 дня после ее обустройства.

Укладка тротуарной плитки – относительно недорогой, но эффектный способ облагородить придомовую территорию. Как видим, обустройство дорожек не требует профессиональных навыков или сложного инструментария – тропинки вполне реально сделать своими руками. Так что внимательно изучите пошаговую инструкцию укладки и можете смело приступать к работе.

Тротуарная плитка на даче: фото

Источник: https://dachadizain.ru/postrojki/ukladka-trotuarnoj-plitki.html/amp

Remstr-u.ru
Добавить комментарий